Тест «Какой из Вас Макаренко»
1. Ваш малыш в приступе благородного гнева кричит: «Я не
люблю тебя! Я люблю бабушку! Она позволяет мне скакать по диванам, а ты -
нет!». Вы:
А. Отвечаете: «Ну, и иди к своей бабушке!», и на пару дней
замыкаетесь в себе: а вдруг это правда?
Б. Гордо парируете: «Так не говорят! Слушать тебя не желаю».
В. Внутренне съеживаетесь: «Я – плохая мать?».
Г. Охотно соглашаетесь: «Это бывает, малыш, я хорошо понимаю
твои чувства!».
2. Дитё как подменили: оно не желает отправляться в гости к
Морфею: сначала хочет пить, затем писать, затем – снова пить. И повторяет
«узор» до опупения. Вы:
А. Срываетесь и устраиваете чаду хорошенькую взбучку.
Б. Даете пить в последний раз, после чего обещаете
нашлепать. Пусть покричит, это способствует засыпанию. Нельзя поощрять детскую
склонность манипулировать.
В. Сдаетесь: носите чаду попеременно то стакан, то горшок, в
ожидании, что ему надоест первому.
Г. «Наверное, дите за неделю соскучилось» - решаете вы.
Надеваете золотой парик и красный нос и объявляете праздник непослушания:
полночи смотрите с изумленным чадом телевизор и едите попкорн.
3. Юный торговец устраивает торги: он говорит, что не хочет
суп, а лишь булочку, что булочку – сначала или в крайнем случае – вместо супа,
но никак – не после, что Феде можно булочку вместо супа, а значит – ему тоже.
Вы:
А. Говорите надломленным голосом: «Хорошие мальчики так себя
не ведут. Вот не буду с тобой дружить!»
Б. Отрезаете: «Если ты сейчас же не сядешь за стол и не
съешь суп, никакой булочки не получишь вовсе».
В. Решив, что детскому организму виднее, вручаете булочку
вместо супа.
Г. Читаете дитяте небольшую лекцию о сути пищеварительного
процесса и пользе супов, параллельно запихивая в обалдевшее чадо суп
собственноручно.
4. Старший Мотвей переживает, что у младшего Сашки масса
свобод: Сашок имеет право писать на пол, кидаться хлебом, ездить на руках
круглосуточно и громко кричать. И вот настает день Великого Прозрения. Мотвей
ложится в Сашину коляску вытянув ножки, и слабым голосом говорит: «Хочу быть
Сашком!». Вы:
А. Обижаетесь всерьез: «Мало того, что я одна, а вас двое,
так ты еще и издеваешься!»
Б. Изумляетесь: «С ума сошел? Ты посмотри на себя – ноги
торчат наружу!»
В. Пугаетесь: «С малышом что-то не так!»
Г.: Доводите ситуацию до абсурда «в терапевтических целях»:
говорите, покачивая коляску: «Маленький, хороший, агу-агу, сосочку дать?»,
наблюдая, как сбитый с толку ребенок стремительно теряет интерес к игре раз и
навсегда.
5. Ведро для песочницы – это шлем от скафандра. В детский
сад можно идти только в шлеме, потому что на улице – открытый космос. Ваши
действия:
А. Звоните на работу и говорите, что задержитесь. Садитесь
на стул, закинув ногу на ногу и объявляете, что с места не сойдете, пока чадо
не приведет себя в обычный вид: в вашем роду клоунов не было.
Б. Приводите дите в «человеческий» вид силой и выходите из
дома вовремя.
В. Ввязываетесь в двухчасовой спор. В результате опаздываете
и в сад и на работу.
Г. Философски замечаете: «В скафандре – так в скафандре.
Пускай прохожие посмеются».
6. На несвоевременный вопрос «Мама! А что такое «рожать?»,
вы говорите:
А. С ужасом: «Тебе кто это сказал?!»
Б. Невозмутимо: «Понятия не имею».
В. Стыдливо лезете в энциклопедию и листаете ее полчаса в
тихой надежде, что «само рассосется».
Г. Скучно: «Коровы рожают телят, собаки – щенков, кошки –
котят. Хочешь об этом поговорить? Тогда напомни мне завтра после обеда!»
7. Мама! А почему бабушку Зину ты больше любишь, чем бабушку
Надю?
А. Нахмурившись: «Много будешь знать – скоро состаришься и
станешь такой же, как бабушка Надя!»
Б. Невозмутимо: «А за что бабушку Надю любить-то?»
В. «Видишь ли, дочка» - говорите вы, и еще около часа
объясняете малышке значение слова «свекровь».
Г. Пожимая плечами: «Потому, что бабушка Зина – моя мама, а
бабушка Надя - нет».
8. Ваш отпрыск устроил жуткую сцену на улице: сел на землю,
рядом бросил рюкзачок, а на него, вверх дном положил стаканчик с мороженым.
Затем – открыл рот пошире и длинно закричал букву «А». И в этот самый момент
прохожая дама с высокой прической решает оказать вам педагогическую поддержку.
Ваша реакция:
А. «Бросаетесь» на несчастную даму со словами: «Только вас
спросить забыли!»
Б. Пламенно присоединяетесь к непрошенной помощнице: «Вот
видишь?!! Даже тетя говорит то же самое! Тебе не стыдно?»
В. Молчите, дав возможность малышу переключиться на новый
раздражитель, в надежде собрать силы для атаки.
Г. Незаметным движением просите сочувствующую даму
продолжать свое движение по намеченному пути: со своим ребенком вы разберетесь
сами, а вмешательство посторонних лишь осложняет конфликт.
9. Вся семья идет в гости: папа выбрит, мама уложена, чадо
одето в нежно-розовое кружевное платьице. Папа берет малышку и спускается
первым. Догнав домочадцев, вы видите, что папа, качаясь на качелях, мирно
читает газету, а дите сидит нежно-розовым платьем прямо в песке. Вы:
А. Утирая слезы, говорите мужу: «Ты это нарочно устроил:
всегда терпеть не мог Орловичей».
Б. «Руки-в-боки» сообщаете обоим: «Отправляйтесь домой и
переодевайтесь во что хотите. Жду две минуты».
В. Стоите посреди детской площадки, как вкопаная, не зная,
что делать.
Г. Бормочете себе под нос: «Какая же я балда, что выпустила их
в свободное плаванье».
Какой из Вас Макаренко? Ключ
Миссис Больное Самолюбие
(преобладание ответов А)
Наверное, когда вам было 2 года, ваша мама говорила: «Ты уже
большая, а на тебя до сих пор нельзя положиться!». Возможно даже, что ваша
бабушка жаловалась вам на дедушку, когда вам было 5. Не исключено, что еще
через пару лет подключился и дедушка: может быть, он сетовал вам на ваших
бабушку и маму и всерьез искал у вас поддержки. Ситуация, когда ребенок
вынужден стать родителем для своих родителей, называется «ролевая путаница».
Семейные психологи утверждают: лучший способ невротизировать своего ребенка –
это поменяться с ним ролями. Малыш, недополучивший в детстве тепла, поддержки и
чувства защищенности, несет эту проблему во взрослую жизнь. Он вырастает в
человека, которому «все должны». Пытаясь восполнить пустоту за счет собственных
детей, он продолжет порочную цепочку. Однако, маленький ребенок на самом деле
ничего не должен своим родителям. И если он ведет себя «как-то не так» - это не
его вина. Вместо того, чтобы преждевременно приписывать своему чаду взрослость,
попробуте осознать, что есть другой ребенок, который давно вырос: вы сами.
Дама Без Сомнений
(Преобладание ответов Б)
Как ни странно, ваша проблема – неуверенность в себе и
собственной правоте. Но даже это не главное. Единственное, в чем вы не
сомневаетесь, так это в том, что родитель – человек, который всегда должен быть
уверен в себе и собственных решениях. Не оставляя себе права на слабость и
колебания, вы загоняете себя в угол. Отказаться от принятых решений вроде бы
«нельзя», а поскольку из-за неуверенности вы часто реагируете наспех, то
решения иной раз бывают не самыми лучшими. Со стороны вы можете выглядеть, как
жесткая и несгибаемая мать, но на самом деле вы больше всего на свете боитесь
чужого осуждения.
Гибкость и способность лавировать – немаловажные
родительские (и человеческие) качества. Попробуйте найти их в себе. Примите
мысль, что нет людей без недостатков, и вы – не исключение. Вместо
самобичевания постарайтесь чаще хвалить себя. Если вы разрешите себе быть
«неидеальной», то, оттаив, вы увидите в себе и кучу достоинств. А
расслабившись, увидите их и в собственном ребенке. И общение с ним наконец
начнет приносить радость вам обоим.
Жертва манипулятора
(Преобладание ответов В)
Ваша проблема в том, что вы лишены образца «правильного»
родительского поведения. Вероятно, вы выросли в чересчур авторитарной семье,
где страдали от давления взрослых. Обзяведясь собственной семьей, вы твердо
решили, что «у вас будет по-другому». Но как это – «по-другому», вы еще до сих
пор не поняли, и когда вы не знаете, как себя вести, вы просто плывете по
течению. Дети – милейшие на свете создания, но им нельзя позволять садиться
себе на шею. А при всем том – именно туда они и стремятся забраться, если не
чувствуют, где пролегают границы дозволенного. Постарайтесь чуть меньше бояться
быть «плохой мамой», именно за эту ниточку дергает ваш Маленький Манипулятор.
Скажите себе, что демократия – это не анархия, и есть много запрещенных вещей даже
в демократической семье. На всякий случай напоминаю, что для детей очень важен
правильный и четкий режим дня, гармоничное питание и уверенные в себе родители.
Супер-мама
(Преобладание ответов Г)
О такой маме, как вы, можно только мечтать. Вы гармонично
сочетаете в себе твердость с чуткостью, а изобретательность – с
принципиальностью. Вы не пытаетесь быть для своего малыша Сверх-фигурой, давая
себе право на небольшие слабости. Вам знакома самокритика, и вы всегда готовы
признать свои ошибки, исправив их прямо «у кассы». Однако, вы твердо знаете,
что для карапуза хорошо, а что плохо, и от этих правил не отступаете. Вы
способны на экспромт, а порой – даже на небольшое чудо. К родительству вы
относитесь творчески и оно ежедневно отвечает вам тем же.
Тест для родителей
Нарисуйте на листочке бумаги большой круг. Внутри большого круга нарисуйте
членов вашей семьи, в виде маленьких кружочков. Проставьте номера в той
последовательности в какой рисовали. Нарисовали? Далее, я буду зачитывать
интерпретацию, а вы внимательно смотрите на свои рисунки, сопоставляйте,
анализируйте и делайте выводы.
Интерпретация:
Размеры кружков для членов семьи
(кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность).
Состав: кто включен в состав
семьи.
Расстояние между кружками –
степень эмоциональной близости.
Как нарисованы круги – если есть
зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу.
Кто первым нарисован, тот значим.
Уровень смещения:
вверх – неудовлетворенность
статусом
вниз – недостаточная ценность
в центр – норма
в левая часть – негативное
отношения
Если вам интересно узнать, как
ребенок видит свою семью, попросите его нарисовать семью и потом наглядно будет
видно, как ваш ребенок себя чувствует в семье. Какая эмоциональная близость
царит в семье.
Тест «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете при общении с детьми:
Баллы
Сколько раз тебе повторять?.............2
Посоветуй мне, пожалуйста………….0
Не знаю, что бы я без тебя делала…1
И у кого ты такой уродился?...............2
Какие у тебя хорошие друзья!.............1
Ну на кого ты похож?............................2
Я в твое время………………………..2
Ты моя опора и помощник…………..1
Ну что у тебя за друзья?……………2
О чем ты только думаешь?..............2
Какая ты у меня умница!..................1
А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0
У всех дети как дети, а ты…………..2
Какой ты у меня сообразительный!......1
Посчитайте общее количество
баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра – это лишь намек на
действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше
вас самих).
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне
любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!
Сумма баллов 7 – 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших
отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за
недостатки его развития на самом ребенке.
10-14 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает
вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию
случайных обстоятельств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий